Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Fujitsu Siemens Computers

Татьяна Поволоцкая: Заказывая обучение, руководители компаний покупают время

Татьяна ПоволоцкаяАктуальные тенденции, сложившиеся на рынке корпоративного обучения информационным технологиям, комментирует в интервью CNews.ru Татьяна Поволоцкая, директор Учебного центра SoftLine.

CNews.ru: Татьяна, будучи руководителем крупного учебного центра, вы должны хорошо представлять себе ситуацию на рынке ИТ-обучения. Какие изменения она претерпела за прошедший год, какие намечаются тенденции?

Татьяна Поволоцкая: Прежде всего, отмечу, что рынок ИТ-образования сейчас на подъеме. Кроме количественного роста, происходят и заметные качественные изменения. Тут основная тенденция следующая: если раньше бытовало представление, что ИТ-обучение существует исключительно для технических специалистов — администраторов, инженеров, аналитиков, разработчиков, то сегодня акценты постепенно смещаются в другие области обучения. Во-первых, это обучение работе с CRM- и ERP-системами, а, во-вторых, обучение рядового персонала компании, например менеджеров по продажам, работе с офисными продуктами. Последний момент очень важен: существует статистика, которая утверждает, что до 40% рабочего времени в компаниях тратится на поиск ответов на вопросы, как совершить то или иное действие в Word, Excel или Outlook. И потому экономическая отдача от такого обучения весьма ощутима, причем практически сразу, ведь освобождается большое количество рабочего времени, причем у сотрудников, которые обеспечивают основную деятельность компании, а значит, приносят деньги.

Еще одна тенденция касается обучения уже технических специалистов, сотрудников ИТ-отделов. Растет спрос на узкоспециализированные курсы: по кластерным технологиям, терминальному доступу к приложениям, резервному копированию. Это связано с тем, что требования к квалификации специалистов, предъявляемые компаниями, со временем становятся выше.

CNews.ru: Как вы оцениваете политику обучения информационным технологиям в российских компаниях?

Татьяна Поволоцкая: Непростой вопрос. В компаниях, по крайней мере, в более или менее крупных, процесс принятия решений протекает довольно сложно. Это, если хотите, политический процесс — заинтересованные стороны выступают со своими соображениями, которые каким-то образом согласовываются, и в конечном итоге выносится окончательное решение. С одной стороны, мы видим ИТ-отдел, который в первом приближении знает, какие возможности предоставляют новые решения и пытается донести эту информацию до всех остальных. Есть конечные пользователи этих решений, которые, наверное, уже составили свое мнение об используемых продуктах, но не очень хорошо понимают, чем им помогут новые. HR-отделы опасаются, что специалисты, пройдя обучение за счет компании, покинут фирму в поисках лучшей доли. Есть финансовый отдел, который всякое предложение о новых тратах — особенно тех, которые не приносят совершенно очевидной прибыли, встречает по долгу службы в штыки. И есть, наконец, руководитель, который, выслушав всю эту «разноголосицу», должен принять окончательное решение.

Нетрудно заметить, что у ИТ-отдела в такой ситуации положение довольно сложное. Перед ним стоит задача объяснить, что, например, необходимо провести обучение специалистов для перехода с Windows 2000 Server на Windows 2003 Server. И компьютерщики натыкаются на вопросы: а чем плох 2000-й сервер? Чем лучше 2003-й? Вроде бы, все работает, причем работает неплохо, зачем чинить то, что не ломалось?

Современный бизнес жесток. Помните, как писал Льюис Кэрролл — надо бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте. Тот самый случай. Не будем углубляться в приведенный только что пример смены программного обеспечения на сервере, но просто отметим, что новые версии продуктов разрабатываются с учетом опыта эксплуатации старших. Это значит, что расширяется их функциональность, повышается надежность, растет быстродействие. А что такое в сегодняшних условиях повышение надежности? Представьте себе, что «виснет» сеть крупной компании. Если связь пропала на час, или хуже, на день — убытки могут исчисляться десятками и сотнями тысяч долларов. В этих условиях остро встает вопрос квалификации персонала, ответственного за функционирование сетевой инфраструктуры компании. Да, научиться администрированию сетей можно и по книжкам, методом проб и ошибок, но этот опыт не заменит общения с людьми, которым известны все особенности конкретных решений, в том числе те, которые не всегда попадают в общедоступные источники. Наконец, нельзя не отметить фактор времени. Самообучение, помимо того, что специалист будет учиться на тех ошибках, которые сделает в процессе работы в вашей компании, выгрызет изрядный кусок его рабочего времени.

Впрочем, подход к обучению постепенно меняется. Особенно это касается крупных компаний, которые давно уже предпочитают брать на работу только сертифицированных специалистов и с энтузиазмом инвестируют средства в обучение сотрудников. Об эффективности этих инвестиций наиболее красноречиво говорят успехи крупных компаний, наших клиентов, уделяющих достаточное внимание обучению персонала.

CNews.ru: Руководители компаний пока не всегда и не везде видят прок от обучения ИТ-специалистов. Как вы думаете, какими аргументами их можно убедить?

Татьяна Поволоцкая: Думаю, самый убедительный аргумент здесь прост: покупая обучение, руководители компаний и специалисты покупают время. Это значит, что время, которое сотрудники посвятили бы самообразованию, чтению книг и документации, поиску решения методом проб и ошибок, будет потрачено на обеспечение основной деятельности компании. А помимо того факта, что обучение на тренингах проходит много быстрее самостоятельного освоения информации, есть еще один аргумент: информационная система компании должна быть защищена от неправильных решений, предпринимаемых в процессе поиска верных.

Резюмируя, можно сказать так: раз сегодня специалисты вынуждены совершенствовать свои знания и навыки (а они именно вынуждены, это объективное требование времени), то делать это следует наиболее эффективным образом.

CNews.ru: Каковы принципы формирования портфеля учебных курсов в УЦ SoftLine? Какие направления являются приоритетными?

Татьяна Поволоцкая: На самом деле, все направления для нас являются приоритетными, большое внимание мы уделяем всем. Для каждого направления у нас выделен преподаватель, который детально изучает соответствующие программные продукты и решения, следит за выпуском новых версий и исправлений и всячески совершенствует свои знания. Широкий круг продуктов и технологий, по которым мы предлагаем тренинги, практически полностью охватывает информационную инфраструктуру компании и ее потребности.

Обладая статусом Microsoft Gold Certified Partner for Learning Solution, мы проводим широкий спектр тренингов по продуктам Microsoft. Речь идет не только о новейших версиях операционных систем и серверных продуктов Microsoft, но и о продуктах Microsoft Business Solutions — Microsoft CRM, Navision, Attain Axapta.

Важной составляющей нашей деятельности являются тренинги по широкому кругу офисных приложений. Причем, это касается не только таких классических продуктов, как Microsoft Word, Excel, Outlook. Есть, например, тренинги по Adobe Photoshop, рассчитанные не на специалистов-дизайнеров, а на людей, которые будут использовать Photoshop для офисных задач, таких как создание эффектных презентаций. Кстати, возможно, что на базе этого тренинга у нас разовьется целое направление по дизайнерским продуктам.

Также мы открыли программу краткосрочных тренингов по управлению проектами, внедрению в компании проектного ведения бизнеса на основе Microsoft Project. Кстати, наш учебный центр пропагандирует проектный подход к работе на собственном примере: все сотрудники УЦ, включая бухгалтеров и секретарей, пользуются в своей работе таким инструментом, как Microsoft Project. То же самое, кстати, касается Navision. Этот продукт мы внедрили около полугода назад в качестве основного инструмента для работы с клиентами.

Хотя основу нашего бизнеса составляют авторизованные тренинги, у нас читаются и так называемые авторские курсы, которые в силу своей специфики не имеют никакой авторизации. Хороший пример — курсы по FreeBSD, никакой «фирменной» программы обучения этой системе не существует. Для создания подобных программ мы приглашаем автора, который имеет как большой опыт работы с системой, так и опыт обучения других людей технологиям FreeBSD. Совместно с ним разрабатываем программу курса, готовим учебные материалы.

Поскольку речь зашла о свободном ПО, то отмечу, что мы планируем получать сертификацию по Red Hat Linux и по SuSe Linux. В совокупности с уже проводимыми тренингами по Sun Solaris и FreeBSD они составят практически полную линейку по UNIX/Linux-системам.

Как я уже упоминала, большим спросом сегодня пользуются узкоспециализированные курсы. Речь идет об обучении работе со средствами безопасности Symantec, инструментами кластеризации и защиты информации VERITAS (у этих двух компаний УЦ SoftLine — единственный авторизованный центр обучения в России), средствам терминального доступа Citrix (тут мы единственный авторизованный центр в Москве), межсетевым экранам Check Point. Этот список можно продолжать и продолжать: продукты Autodesk, Apple, Лаборатории Касперского и др.

CNews.ru: По каким программам обучения у вас наблюдается наибольший рост?

Татьяна Поволоцкая: Если говорить о лидирующих тренингах по скорости роста продаж, то, прежде всего, нужно упомянуть обучение антивирусным и firewall-технологиям Symantec, и особенно средствам терминального доступа Citrix. Также большие надежды мы возлагаем на обучение по Autodesk, которое сейчас на подъеме.

CNews.ru: Какие задачи стоят перед вашим центром на ближайший год?

Татьяна Поволоцкая: Я считаю, что учебный центр SoftLine уже добился больших успехов, став одним из лидеров на рынке ИТ-обучения. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Планируется дальнейшее расширение количества предлагаемых тренингов как по продуктам тех компаний, авторизованными партнерами которых мы уже являемся, так и новым для нашего УЦ вендорам. В частности, мы планируем получить авторизацию Cisco Systems, Oracle, Adobe, TrendMicro, Computer Associates и начать проводить тренинги по продуктам этих компаний.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS