[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати
Российский рынок ноутбуков: 77% в руках мировой пятерки

Российский рынок ноутбуков: 77% в руках "мировой пятерки"

Рынок портативных компьютеров в России вырос в 2007 году более чем на 60%. По сравнению с трехзначными значениями трехлетней давности, показатель уменьшился. Изменилась и "большая тройка" поставщиков — из нее выбыла последняя отечественная компания. Неизменным остается пока стремление россиян к мобильности — доля ноутбуков в общих поставках ПК уже превысила 40%.

Рост российского рынка ноутбуков в 2007 г. в IDC оценивают в 64,5%. Лидерскую позицию здесь сохранила за собой Acer (31,3%, по оценке IDC). Доля ее ближайшего конкурента — Asus — продолжает сокращаться, составив по итогам прошлого года 24%. Toshiba, заметно усилившая свои усилия по продвижению в отечественном секторе, пожинает теперь их плоды — занимая третье место по поставкам и потеснив российский Rover. Доля последней сократилась с 11% до 5%.

Замыкает пятерку лидеров, по данным Tenfold Group, мировой вендор номер один — HP, продемонстрировавший хоть и высокие, но явно недостаточные для вхождения в первую тройку темпы роста. Другой "мировой монстр" — Dell — оказался в России вообще во "втором" эшелоне первой десятки игроков. Среди них плотной группой разместились, в частности, FSC, Sony и Samsung. Последняя компания продемонстрировала в прошлом году максимальный рост — 134,7%. Впрочем, трехзначным показателем мог похвастаться и Asus — 115,3%. Лидер — Acer — также растет, опережая рынок (95,9%).

Ведущие производители ноутбуков в России: Рост 2007/2006
Ведущие производители ноутбуков в России: Рост 2007/2006

Источник: IDC, 2008

"Если с первой тройкой в России все прозрачно и понятно, то при более критичном подходе к заявляемым данным Rover Computers, ноутбуки Roverbook могут уступить свое место в первой пятерке одной из названных выше компаний, скорее всего, Samsung. Закрывают же десятку сменяющие друг друга MSI и BenQ", — считает Геннадий Сочилин (Tenfold Group).

Ведущие производители ноутбуков в России, 2007
Ведущие производители ноутбуков в России, 2007

Источник: IDC, 2008

По данным ITResearch, на долю пятерки лидеров в сегменте ноутбуков — Acer, Asus, Rover Computers, Samsung и Toshiba (в алфавитном порядке) — в 2007 году пришлось около 3/4 всех продаж.

Торможение продолжится

В Tenfold Group оценивают объем поставок ноутбуков в Россию в 2007 году в размере немногим более 3 млн штук. Прирост же по отношению к 2006 году, по данным компании, составил около 70%. Эти данные приводятся с учетом поставок, осуществленных локальными сборщиками, сборки под заказ для корпоративных каналов сбыта и "серой" части поставок американских и японских моделей ноутбуков.

Львиная доля всех продаж ноутбуков в России в прошедшем году пришлась на три города — Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Если исходить из так называемого расчетного "идеально-оптимального" соотношения продаж портативных ПК к настольным, которое, по оценкам экспертов, должно составлять на потребительском рынке порядка 65 на 35%, то интенсивно в 2008 году будут расти локальные рынки остальных городов-миллионников. Ведь на рынках Москвы, Петербурга и Екатеринбурга уже видны пределы возможного насыщения. Здесь большинство людей, нуждающихся в приобретении портативных компьютеров, осуществили это в течение последних нескольких лет. В то время как смена парка ноутбуков производится обычно один раз в 3-4 года. Анализируя вышеприведенные факты, Геннадий Сочилин склонен полагать, что темпы роста рынка ноутбуков России в 2008 году, видимо, превысят 35%, но даже в самом оптимистичном случае не превзойдут 40%, что составит чуть более 4 млн штук.

Популярные решения

Российский компьютерный рынок по-прежнему остается ценоориентированным, а потому основные продажи здесь приходятся на модели начального и ниже среднего уровня. Пока в России ноутбуки с лучшим соотношением "цена-качество", то есть среднего и выше среднего ценовых сегментов, пользуются относительно небольшим спросом — как правило, они остаются прерогативой нишевых специалистов, которые могут четко объяснить выгоды инвестиций в технику данного ценовых сегментов.

С точки зрения формата ЖК-матриц, наиболее популярными в прошедшем году в нашей стране были портативные компьютеры с диагональю 15,4". Об этом, в частности, заявляет Сергей Сидоренков, менеджер по развитию категории ноутбуков для бизнеса компании НР Россия. Согласен со специалистом из HP и Геннадий Сочилин из Tenfold Group: "То, что предрекалось в 2006 году, случилось. Окончательно победил широкий формат ЖК-матриц ноутбуков". Хотя самой популярной все еще остается диагональ 15", теперь ее начинает теснить 15,4". По мнению эксперта, произошло снижение цены на ноутбуки со встроенной дискретной графикой, и сейчас в начальном ценовом диапазоне можно встретить достаточно много ноутбуков с дискретной графикой. Кроме того, 2007 год подтвердил наметившуюся тенденцию 2006 года о возможном возвращении 13,3-дюймовых ноутбуков на рынок, причем уже с ЖК-матрицами нового поколения и широкого формата. "Похоже, в 2008 году форм-фактор 12.0" и 12.1" ожидает атака со стороны форм-фактора 13,3" Wide Ultra Slim & Thin", — прогнозирует Геннадий Сочилин.

Колебания цен

В первом полугодии 2007 года периодически наблюдались существенные провалы цен на ряд моделей, особенно предшествующих платформе Santa Rose. Такое положение было связанно с таможенным кризисом конца лета — начала осени 2006 года, в связи с которым задержанные в пути товары начали приходить к ноябрю. Все стремились восполнить "недопродажи" начала осени, заказывая больше и больше товара, в результате — продажи после дефицита шли отлично. Это подстегнуло производителей и дистрибуторов, были сделаны дополнительные заказы в зимний период, но чуда не произошло.

"По окончанию новогодних продаж обнаружился существенный оверсток на складах дистрибуторов, а товары, заказанные ранее по дополнительным заказам, все приходили и приходили, "падали" на склады уже в феврале и даже марте", — рассказывает Геннадий Сочилин. В такой ситуации дистрибуторам приходилось фактически "отливать" товар, что, естественно, вызывало периодический провал цен на ряд старых моделей. И тут масла в огонь подлила еще Santa Rose — новая платформа от Intel, — после выхода которой, ноутбуки на предыдущей платформе, тем более выгруженные еще в конце 2006 года, в один день морально устарели, и их сбыт потребовал дополнительной ценовой стимуляции покупателя.

Однако, несмотря на ценовые провалы, каких-либо серьезных ценовых изменений в 2007 году отмечено не было. Все происходило как обычно — спрос перемещался в зависимости от сезонного периода от одного сегмента к другому и обратно. Не случилось и системного снижения нижнего ценового уровня начальных моделей ноутбуков, психологический порог минимальной розничной цены по-прежнему оставался на отметке в 15 тыс. рублей. Основные продажи ноутбуков в федеральных электробытовых и компьютерных сетях приходились на модели стоимостью до 25 тыс. рублей. У нишевых специалистов в области портативных ПК основные продажи расположились в сегменте от 29 до 35 тыс. рублей — правда, с существенно большим объемом продаж ноутбуков с розничной ценой от 50 до 80 тыс. рублей, нежели у федеральный сетей.

Россия "мобилизуется"

Тенденция компьютерной "мобилизации" в России крепнет с каждым годом. О росте популярности мобильных ПК лучше всего говорить в контексте потребительского сектора, так как именно там данная тенденция наиболее выражена. В корпоративном секторе динамика не столь ощутима, здесь все достаточно консервативно. Более того, есть ряд сфер — например, банковский сектор — где на ноутбуки наложены ограничения службами безопасности. В некоторых отраслях важней бывает сэкономить и установить сетевой корпоративный терминал или "тонкого клиента", нежели приобрести мобильность. В потребительском же секторе ноутбук уже перестает быть просто компьютером. Приобретая портативный ПК, человек начинает выражать свою индивидуальность. Ноутбук в восприятии потребителя становится подобен мобильному телефону или смартфону, обладание которым воспринимается сугубо личностно — не только как мобильное вычислительное устройство, а как персонально-индивидуальный компьютер.

По данным, приведенным Геннадием Сочилиным, в регионе EMEA еще в 2006 году доля продаж ноутбуков по отношению к настольным потребительским ПК чуть превышала 40%. В Европе и США к концу 2007 года этот показатель превысил 60%. В России в начале 2006 года он составлял добрую четверть от всех проданных потребительских ПК, к концу 2007 года "перевалил" 40-процентную отметку, а в некоторых федеральных сетях даже поднялся выше 60%.

Александр Смирнов


Григорий НизовскийГригорий Низовский, коммерческий директор Acer CIS Inc:

В 2007 году мы наблюдали дальнейшее проникновение ноутбуков в сегменты, которые ранее традиционно оставались за настольными ПК. В большинстве случаев потребители покупали ноутбуки не ради мобильности вне пределов офиса или дома. Возможно, в России мобильных ПК было продано больше, чем настольных, уже в 2007 году. Рынок настольных ПК в России сильно переоценен благодаря "усилиям" российских сборщиков. Ноутбук — это современно и удобно, даже если он используется только дома или в офисе.

Подавляющее преимущество 15'' и 17'' моделей в общем объеме продаж свидетельствует о том, что они уже фактически заняли место настольных компьютеров, как в умах, так и на рабочих столах. При этом ультракомпактные полнофункциональные модели остаются все еще достаточно дорогими. Функциональность КПК была интегрирована в коммуникаторах и мобильных телефонах, большинство производителей оказались от производства автономных КПК. В этой ситуации естественной является попытка производителей нащупать сегмент между коммуникатором и основным компьютером (пусть даже ноутбуком), продукты в котором предлагали бы большую мобильность за умеренную цену, пусть даже с определенными компромиссами в функциональности. Не могу сказать, что формат UMPC был успешен, он был более популярен у производителей, чем у пользователей. Возможно, из-за достаточно высокой цены, возможно — из-за своей направленности на бизнес — сегмент. Видимо, бизнес там, где это необходимо, может позволить себе ультракомпактные полнофункциональные ноутбуки, с которыми, согласитесь, путешествовать спокойнее.

Продукты новой категории, представленной Intel — NetBook, с нашей точки зрения, еще предстоит правильно спозиционировать, после чего можно будет говорить об их жизнеспособности. Несомненно, в руках крупного ритейла NetBook - прекрасный инструмент для привлечения покупателей в свои магазины — выглядит как ноутбук, стоит 10 000 рублей. Однако, по мере того как подобные продукты появятся у нескольких производителей, а покупатели поймут их отличия от полнофункциональных ноутбуков, популярность NetBook может резко упасть. Не считаю также правильным возлагать большие надежды на использование этих продуктов, в том виде, в котором они сейчас существуют на рынке, в образовательной сфере в нашей стране. Предшествующие им проекты — Classmate от Intel и многочисленные реализации в рамках проекта OLPC разрабатывались для действительно беднейших стран мира, к коим наша страна в настоящий момент не может относиться.

Несмотря на растущую долю ноутбуков в продажах новых систем, настольные ПК не будут вытеснены полностью. В ближайшие годы они будут смещаться в сторону нишевых решений — ультрапроизводительных игровых систем, универсальных медийных центров в форматах бытовых устройств. Также настольные ПК останутся в бизнесе и там, где требуются дисплеи с большими диагоналями.

Рост рынка мобильных ПК в России 2008 году мы оцениваем не менее чем на уровне 70%. В прошлые годы рынок был переоценен, сейчас производители и реселлеры близки к тому, чтобы показывать реальные обороты. Среди основных факторов роста — привлекательность ноутбука в качестве основного ПК, а также развитие идей индустриального дизайна, что подтолкнет потребителей к более частой смене используемых моделей.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS