[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати
Российский рынок серверов: только бренды

Российский рынок серверов: только бренды

В 2007 году российский рынок серверного оборудования продолжал уверенно расти, однако на фоне весьма противоречивых процессов. Так, в отличие от развитых азиатских сегментов, а также США и Европы, он до сих пор остается несколько однобоким и консервативным. Тем не менее, по структуре отечественный сектор вплотную приблизился к европейским стандартам - очевидна тенденция перехода с российской техники на оборудование ведущих мировых производителей.

В 2007 году на российском рынке произошла очевидная смена приоритетов. Если годом ранее между безбрендовыми производителями и брендами наблюдался паритет, то в прошлом году преимущество перехватили крупные компании. По данным ITResearch, в сегменте серверов первые пять производителей этого класса техники (в алфавитном порядке — "Аквариус", "Депо", HP, IBM и "Крафтвей") контролируют 72,7% продаж в натуральном выражении. Это распределение вполне соответствует устоявшемуся европейскому рынку. Одновременно продолжают терять свои позиции выращенные усилиями Intel небольшие местные сборочные компании (так называемые Intel Premier Provider), и для многих предприятий малого и среднего бизнеса это довольно печальный факт.

"Ощущения от нашего рынка противоречивые, — говорит Ренат Юсупов, старший вице-президент компании "Крафтвей" по технологиям. — В телекоммуникационном секторе серверного оборудования "давка", как в час пик. На рынке СМБ из последних сил сражаются IPP и более мелкие компании. Крупные, неповоротливые монстры неторопливо "дожимают" и этот сегмент. В итоге наверняка дожмут — ценами и продуктовым портфелем. На рынке госзакупок и крупных корпораций идет откровенная война за заказы между первой тройкой русской команды и пятеркой зарубежных "звезд". Вообще, пока промышленность на подъеме и при деньгах, она относительно всеядна по отношению к серверам".

В прошедшем году, как и на протяжении многих последних лет, никак не менялось соотношение каналов продаж. На рынке потребителей серверного оборудования "первую скрипку" как играли, так и продолжают играть госзаказчики, а основным каналом сбыта серверного оборудования были и остаются системные интеграторы.

По данным ITResearch, на серверы в 2007 году пришлось 2% от общего объема российского компьютерного рынка. Рост в этом секторе составил, по расчетам этой аналитической компании, 35,3%.

Безусловным лидером по серверам стандартной архитектуры в России в 2007 году, по мнению Надежды Бланкет, руководителя направления "Серверы и системы хранения данных" управления закупок компании "Мерлион", оставалась компания HP (около 37% рынка). Второе место удерживала IBM (17%). Примерно в равной степени распределились доли "Крафтвей", "Депо", "Аквариус" и Dell. Что касается так называемых UNIX-серверов, то здесь традиционными лидерами рынка являются те же HP, IBM и Sun Microsystems. Каждая из компаний занимает первое место в определенных отраслях бизнеса за счет специфики предлагаемых решений. Основная борьба разворачивается между HP и IBM, остальные вендоры идут с заметным отставанием. Вообще в России последние несколько лет наблюдается значительный рост продаж серверов иностранных производителей. Их доля составляет уже более 60% рынка.

Эффективность работы производителей

Что сегодня является залогом эффективной работы производителя на сложившемся рынке серверного оборудования в России? Вряд ли на этот вопрос можно дать однозначный ответ. По мнению Рената Юсупова, единственное, что можно сделать — воспроизвести некую "шкалу ценностей". В порядке убывания важности топ-менеджер "Крафтвей" располагает критерии успешности компании следующим образом: операционная скорость; широта продуктового портфеля, включая смежные с серверами сегменты (СХД, ПО, комплексы "в коробке"); сервисная поддержка на всей территории России с возможностью приобретения расширенных сервисных пакетов; возможность подбора и модификации конфигураций; возможность самостоятельного ввода в эксплуатацию за счет предварительных испытаний и настроек на заводе-изготовителе; удобная и недорогая эксплуатация систем за счет возможностей ПО мониторинга и управления, поставляемого с серверами; возможность реализации необходимой заказчику уникальной функциональности за счет локальной доработки отдельных узлов, подсистем и ПО; локальная квалифицированная русскоязычная техническая поддержка (отличная от "индусского call-центра"); оперативное гарантийное обслуживание.

При всем этом цена, похоже, становится не слишком важна, поскольку у всех производителей она уже примерно одинакова. Основные отличия проявляются именно в перечисленных выше пунктах, которые, по оценке Рената Юсупова, составляют весомую часть себестоимости изделия. Поиск разумного компромисса между количеством и качеством встроенных сервисов, ценой и маржой можно по праву считать сверхзадачей "серверных" маркетологов.

В свою очередь, Надежда Бланкет уверена — залогом эффективной работы производителя сегодня являются уменьшение сроков поставки, обеспечение доступности оборудования со склада, конкурентоспособные цены, гибкая партнерская политика, удобство и простота работы с производителем.

В России серверы сегодня производят два типа компаний: крупные концерны и небольшие локальные сборщики. Крупные компании изготавливают серверы на хорошо оснащенных предприятиях, по выверенным большим опытом массового производства техническим условиям и отлаженной системой контроля качества.

Производство серверов требует больших инвестиций — как в инструментарий (производственная площадка, логистический центр, конвейеры, система тестирования, система АСУТП, система контроля качества), так и в подготовку документации (ТУ, карты сборки, руководства), а также в обучение производственного и сервисного персонала, — уверен Ренат Юсупов. — На небольших сборочных предприятиях большая часть перечисленного попросту отсутствует или является недокументированным и нерегулярным действием. Отсюда и разница в продукте: у небольших компаний — каждое изделие уникально и неповторимо, у крупных — стандартизовано и контролируемо.

Консервативный рынок

В 2007 году внешних причин для роста серверного рынка не прибавилось. Спрос и предложение росли примерно пропорционально. Естественно, качественная структура спроса и предложения менялась динамически, но общее равновесие не нарушалось.

"В отличие от американского, европейского и азиатского рынков, на нашем рынке довольно слабо развит малый и средний бизнес. Отсюда и уникальная только для России консервативная модель потребления серверных продуктов, — анализирует Ренат Юсупов. — Поэтому здесь буксуют "готовые" решения для малого бизнеса, интегрированные с хранилищами и коммуникационным оборудованием blade-системы, никак не пробьется виртуализация — да поможет Гипервизор от Microsoft".

При этом темпы роста спроса на серверное оборудование в России были высоки, и явно проявилась наметившаяся в последние годы тенденция перехода с техники отечественной сборки на мировые, так называемые A-бренды. Надежда Бланкет называет в качестве причин такого положения дел глобальную тенденцию укрупнения бизнеса, невозможность конкуренции с крупными мировыми концернами для мелких российских производителей. Кстати, стоит отметить, что разница в стоимости серверов западного и отечественного производства перестала быть столь пугающей, как некоторое время назад.

Главный прогноз и ожидание на рынке серверного оборудования в 2008 году — бум виртуализации. Кроме того, многие эксперты говорят о скором массовом появлении энергоэффективных серверных систем для построения ЦОД и хостинговых центров, недорогих и функциональных СХД, появлении широкого интереса к системам мониторинга и управления для снижения эксплуатационных расходов на серверное оборудование. Последнее связано с увеличением скорости роста данных и их критичности для бизнеса. Наконец, по всем ощущениям, темпы роста на рынке серверного оборудования в наступившем году, как минимум, сохранятся.

Александр Смирнов

Дмитрий Пенязь
HP

Дмитрий Пенязь:

Основными тенденциями серверного рынка являются стандартизация и внедрение виртуализации

Об особенностях развития серверного рынка в России и мире, о роли технологии виртуализации в современных серверных решениях в интервью CNews рассказал Дмитрий Пенязь, руководитель подразделения бизнес-критичных серверных решений HP Россия.

CNews: Что определяло в 2007 году развитие российского рынка серверов, по вашим наблюдениям? В чем вы видите его главные проблемы сегодня?

Дмитрий Пенязь: Главное, что определяло (причем, не только в 2007 году) и продолжает определять развитие российского рынка — высокие темпы роста. В свою очередью, высокие темпы роста определяют несколько иную, по сравнению с другими странами, стратегию производителей, в том числе и нашей компании, в России. Так, для развитых зарубежных рынков основной возможностью увеличения рыночной доли компании сегодня является "перетягивание" на свою сторону заказчиков, у которых уже были произведены инсталляции других аппаратных производителей. В России же основной акцент делается на то, чтобы "притянуть" к себе тех, кто только начинает задумываться о серьезных серверных решениях. Такие потенциальные заказчики ориентированы в основном на А-бренды, то есть на решения от известных мировых производителей, которые, как правило, гарантируют удобство управления, надежность и высококлассный сервис. Иными словами, на развитых рынках усилия вендоров направлены на "передел", а в нашей стране — на то, чтобы первому предложить свои перспективные технологии.

Полный текст интервью

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS