[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати
Поставщики ноутбуков ужесточают маркетинговые войны

Поставщики ноутбуков ужесточают маркетинговые войны

В 2007 году мировой рынок ноутбуков продолжил расти, и темпы этого роста можно назвать не просто существенными, но даже беспрецедентными. Рынок портативных компьютеров в регионе EMEA в 2007 году увеличился не менее чем на 35%. Страсти в секторе накаляются в связи с все более изощренными маркетинговыми шагами ключевых игроков.

В 2007 году на мировом рынке портативных ПК произошло два важных изменения, которые, вероятно, определят основные тенденции развития отрасли в 2008 году, а также и дальнейшие сценарии глобальной конкуренции. Первое из них — смена американского "царя". Dell, утратившая первое место в пользу HP, не смогла в итоге сохранить небольшую разницу отставания. Хотя бы такую, которую по итогам 2006 года имел HP, занимавший второе место по отношению к Dell, — всего десятую процента. "Долгое время эти компании шли буквально "ноздря в ноздрю", в большой конкуренткой гонке, — отмечает Геннадий Сочилин, директор по развитию Tenfold Group. Однако в 2007 году HP, окончательно оправившись от легкого "недомогания" после объединения с Compaq, набрал обороты и оторвался от ближайшего преследователя почти на 4%".

Отметим, что по итогам 2007 года, как и по итогам 2006 года, на первую пару лидеров рынка пришлось более 30% объема мирового рынка ноутбуков. При этом суммарный объем, занимаемый этой парой, вырос лишь на небольшую долю процента, что свидетельствует о стойком сопротивлении остальных участников рынка.

Второе определяющее событие в этом секторе связано с другой образовавшейся непримиримой парой конкурентов — Acer и Lenovo. Больше даже с Acer, тайваньской компанией, сумевшей купить сразу два классических американских бренда ПК и ноутбуков, — Packard Bell и Gateway, что, по свидетельству Геннадия Сочилина, позволило по итогам 2007 года занять почетное третье место и обойти Lenovo, наследницу IBM в производственных вопросах портативной компьютерной техники.

Суммарная доля второй пары конкурентов — уже более 15% мирового рынка. При этом отставание Lenovo от Acer совсем невелико — менее половины процента. Такой небольшой разрыв только добавляет интриги в предстоящую конкурентную борьбу 2008 года. Ведь Acer будет стремиться оторваться от ближайшего преследователя, а Lenovo, наоборот, обойти конкурента.

Усилению соперничества между двумя азиатскими компаниями способствует шаг, сделанный Lenovo в конце 2007 года, — досрочный отказ от использования торговой марки IBM в коммерческой и прочей деятельности и начало производства широкой гаммы потребительских товаров под собственным брендом. Причем предстоящая летняя Олимпиада в Пекине делает эту борьбой уже политической. Торговая конкуренция здесь уже переходит в разрез противостояния компании из континентального Китая, являющейся номер один в Поднебесной, игроку с "мятежного" острова Тайвань, формально считающимся провинцией Китайской республики, но фактически таковым не являющимся.

"Спонсорство Олимпийских игр в Пекине придаст Lenovo известность в самых широких слоях населения. И фактически с 2008 года мы начнем наблюдать мировую баталию двух пар лидеров — пары американских брендов против пары китайской и тайваньской торговых марок. Причем, самое забавное здесь — это то, что практически весь товар HP, Dell, Acer и Lenovo производится на заводах в Китае и других странах южно-азиатского региона. То есть фактически мы наблюдаем конкурентную борьбу не производителей, технологий и качества товара, а борьбу менеджмента, систем управления качеством и управления активами торговых марок и брендингом", — говорит представитель Tenfold Group.

Следует также отметить успехи, которых добилась в 2007 году Toshiba — компания номер пять, с долей рынка более 4%, продемонстрировавшая в прошлом году вполне приличные темпы годового роста. Однако, несмотря на это, ее отставание от четвертой компании в мире по итогам 2007 года, стало еще более значительным по сравнению с 2006 годом.

В EMEA продолжается бум азиатов

В регионе EMEA пара лидеров мирового рынка ноутбуков — HP и Dell — в 2007 году также отличилась высокими объемами и темпами роста продаж.

Ведущие производители ноутбуков в EMEA, 2007
Ведущие производители ноутбуков в EMEA, 2007

Источник: IDC, 2008

Однако, несмотря на все их успехи, места в европейском регионе распределились уже по-другому. По данным IDC, лидерами в 2007 году здесь стали Acer (20,9%), HP (20,2%) и Toshiba (10%).

Ведущие производители ноутбуков в EMEA: рост 2007/2006
Ведущие производители ноутбуков в EMEA: рост 2007/2006

Источник: IDC, 2008

Наиболее высокие показатели роста продемонстрировали Asus (67,1%), а также лидеры — HP (53,5%) и Acer (45,3). При этом рост рынка ноутбуков EMEA в целом, по данным IDC, составил 36,4%.

На гребне ультрапортативности

Наиболее "ударными" темпами в 2007 году в сегменте ноутбуков росла популярность ультрапортативных решений — 84,6% (по оценкам IDC). Однако, несмотря на столь внушительную динамику, доля подобного рода устройств в общих поставках лэптопов в прошлом году все равно оставалась незначительной — немногим более 4%.

В 2007 году получала развитие тенденция, громко анонсированная в 2006 году, — популяризация платформы от Intel для UMPC. Отметим один тенденциозный нюанс — анонс UMPC происходил на фоне отказа Intel от производства процессоров и платформ для КПК. Так что уже в скором времени можно будет наблюдать появление на мировом рынке популярных портативных устройств нового класса. "Причем в 2007 году мы увидели не только расширение спектра предложений устройств класса UMPC, но и анонс новых устройств, способных окончательно вытеснить карманные ПК с рынка и стать незаменимым портативным ПК начального уровня для учащихся и журналистов. Речь идет о так называемых eeePC, а также устройствах, создаваемых Intel в рамках проекта Classmate, — дешевых портативных ПК для сугубо учебных целей", — добавляет Геннадий Сочилин.

Прошедший год порадовал домашних пользователей формированием нового класса ноутбуков. Давно проявляемая потребность мобильных пользователей в играх получила удовлетворение, выраженное в "железе". Появились специальные игровые ноутбуки, отличающиеся повышенным разрешением 15-ти и 17-ти дюймовых матриц, с увеличенной яркостью и скоростью реакции, максимальными видеографическими картами и максимумом видеопамяти, сильными процессорами с возможностью овеклокинга, двумя быстрыми жесткими дисками на рейде и новым — молодежным — дизайном.

В целом в 2006 году доля продаж ноутбуков в регионе EMEA по отношению к настольным потребительским ПК чуть превышала 40%. К концу 2007 года этот показатель превысил 60%. В России же в начале 2006 года мобильные системы составляли четверть от всех проданных потребительских ПК, а к концу 2007 года этот показатель "перевалил" 40-процентную отметку, а в некоторых федеральных сетях даже поднялся выше 60%.

Александр Смирнов


Григорий НизовскийГригорий Низовский, коммерческий директор Acer CIS Inc:

В 2007 году мы наблюдали на рынке мобильных ПК следующие тенденции. Во-первых, движущей силой развития отрасли продолжал оставаться потребительский сегмент. Во-вторых, несмотря на достаточно высокие темпы роста, отрасль демонстрировала признаки зрелости, среди которых — консолидация доли рынка в руках первой тройки — пятерки производителей; дальнейшее наращивание их преимущества за счет оптимизации издержек и эффекта масштаба производства; развитие лидерами рынка таких дифференциаторов как брэнд, индустриальный дизайн и сценарии использования мобильных ПК.

Уже в ближайшие годы компании, не входящие в группу лидеров, встанут перед выбором своей дальнейшей стратегии — продолжать гнаться за лидерами на массовом рынке или дифференцироваться и искать специализацию. И тот, и другой пути достаточно сложны, учитывая то, что лидеры рынка уже сейчас имеют возможность инвестировать в повышение привлекательности своих торговых марок и предложение уникальных технологий и продуктов.

Мы (Acer) боремся за лидерство на рынке, а не с каким-либо конкретным поставщиком. Тем более, что ситуация на рынках отдельной страны может не повторять картину в регионе или в мире. В России, например, Lenovo пока не смогла составить нам какой либо конкуренции.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS