[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати
Банки диктуют моду на BPM

Банки "диктуют" моду на BPM

Аналитики продолжают считать мировой рынок BPM одним из самых быстрорастущих сегментов корпоративного ПО. Ожидается, что при среднем ежегодном росте в 14% он вырастет к 2009 г. до 2 млрд долл. Банковский сектор, являясь одним из основных потребителей BPM-решений, задает тон остальным отраслям.

В 2007 году впервые изменились приоритеты внедрения ВРМ в кредитных организациях. Актуальная бизнес-задача прошлых лет — управленческий учет — уступила место технологиям планирования доходности банка с учетом рисков и соответствия стандартам подготовки обязательной отчетности. "Формализация требований к достаточности банковского капитала подталкивает банки интегрировать нормативные и экономические модели капитала на базе инфраструктуры ВРМ, чтобы управлять рисками для получения конкурентных преимуществ, — считает генеральный директор компании Intersoft Lab. Валерий Чаусов. — Правда последняя тенденция только обозначила свое присутствие на российском рынке, и должна проявиться в 2008-2009 году более четко".

Еще один мировой тренд связан с расширением пользовательской базы BPM-систем. Хотя основными заказчиками BPM-систем остаются финансовые службы, при определении состава решаемых задач и внедряемых приложений учитываются интересы сотрудников и других подразделений. Схожая картина наблюдается и в отечественных банках. Непосредственными пользователями становятся не только эксперты-аналитики, но и лица, занятые в принятии решений — руководители бизнес-направлений и высший менеджмент. Таким образом, можно говорить о повышении статуса BPM-систем в банках и осознании их ценности для банковского бизнеса.

Наконец, последняя тенденция в связи с ожидаемыми изменениями требований пользователей к ВРМ-системам. Как отмечают в IDC, изменение состава поставщиков на рынке неизбежно заставит пользователей пересматривать свои критерии оценки вендоров и их продуктов. Наиболее ярко среди этих критериев в российских банках проявится требование по наличию у поставщика экспертизы в функциональных областях или вертикальных отраслях. Поэтому сегодня разработчики акцентируют внимание не только на предоставлении удобных инструментов для построения системы, но и на выделении дополнительной методологической составляющей ИТ-проектов, и на развитии сервиса сопровождения. Такой информационно-методический комплекс (ИМК) должен включать знания о банковских бизнес-процессах, управленческих методиках, архитектуре BPM-системы и ее программно-аппаратной реализации. Главное преимущество ИМК заключается в том, что заложенные в него методологии и инструменты позволяют выбрать наиболее технологичный способ построения BPM-системы конкретного банка, максимально упростить и ускорить процесс внедрения, снизить риски получения не удовлетворяющего заказчика решения.

Что же касается расширения ВРМ-функциональности, то уже сегодня наблюдается активное проникновение в ВРМ технологий для соответствия требованиям надзорных органов. Значительная часть этих функциональных задач, например подготовка отчетности по МСФО или налоговой отчетности, "пересекается" для схожих отраслевых сегментов. Это значит, что лучшие специализированные решения в области управления рисками и подготовки регулятивной отчетности на ВРM-платформах могут быть применимы для разных индустрий. Это может стать для разработчиков банковских ВРМ-систем "пропуском" на новые отраслевые рынки.

Рост рынка превзошел ожидания

Рынок ВРМ, составивший в 2007 г. около 1,7 млрд долл., демонстрирует настолько впечатляющий рост, что если годом ранее эксперты Gartner прогнозировали увеличение его объема к 2009 году до 900 млн долл., то теперь им пришлось скорректировать показатель, оказавшийся явно заниженным. В результате он практически удвоился — объем рынка в 2009 году ожидается на уровне 2 млрд долл. Вплоть до 2011 года средние темпы роста сегмента составят 14,4%.

IDC оценивают продажи поставщиков ВРМ-решений за прошедший год в 1,9 млрд долл. и отмечают, что если в 2000 году на мировом рынке присутствовало 23 игрока, то к началу 2008 года он "ужался" до пяти разработчиков. Причем наибольшее число сделок слияний и поглощений произошло за последние два года. По оценке Gartner лидирующую группу сегодня составляют IBM (+ Cognos), Microsoft, Oracle, SAP (+ Business Objects), SAS. Наиболее заметно усиление позиций Oracle и продвижение Cognos, что, в первую очередь объясняется состоявшимися сделками.

Объективными факторами роста данного рынка является ожидание от высокотехнологичных решений реальной помощи в трансформации бизнеса для повышения его конкурентоспособности. Внедрение BI отвечает этим задачам, поскольку может улучшить качество и обоснованность принимаемых решений и повысить эффективность операционной деятельности, пронизывающей всю структуру организации. Реальному улучшению работы компаний должно помочь использование огромного объема накопленной информации, генерируемой бизнес-приложениями. Тем более что прикладная сфера применения BI постоянно растет: если раньше эти средства использовались в основном при работе с финансами, то сейчас они применяются и при управления цепочками поставок, и при использовании CRM-решений.

Мировые тренды в России

Сопоставление мировых трендов с ситуацией на российском рынке BPM-систем позволяет выявить ряд интересных закономерностей и предположить направления развития отечественного рынка. Некоторые эксперты считают, что российский рынок BI-систем еще только переживает свое становление, и со временем системы, предлагаемые заказчикам, будут "обрастать" новыми функциональными возможностями и находить более широкое применение в бизнесе. "Большинство отечественных систем сегодня являются функциональными, нишевыми, они решают не весь комплекс задач поддержки управления эффективностью на основе концепций CPM и BI, а какой-то определенный их спектр, — отмечает управляющий директор практики информационно-аналитических систем Columbus IT Russia Сергей Карпуничев. — В некоторых российских разработках удачно сочетаются научные подходы при создании сильного математического аппарата обработки данных в сложных многомерных массивах с созданием открытых интерфейсов, что позволяет создавать мощные многомерные базы данных для последующего представления этой информации с помощью BI-систем. Некоторые системы отчетности учитывают российскую специфику, например, включают характерную только для России регуляторную отчетность". По его мнению, в областях планирования и бюджетирования, финансово-экономического анализа, построения карт показателей адаптация западных систем к российским условиям бизнеса проходит достаточно успешно и вполне безболезненно.

В настоящее время крупнейшие поставщики интегрируют свои и приобретенные продукты, чтобы предоставить заказчиками полнофункциональные решения. Как отмечают аналитики, в течение периода интеграции компании, не участвовавшие в сделках, оказываются в более выгодном положении, поскольку пользователи, как правило, настороженно относятся к продуктам, появляющимся в результате интеграции. Кроме того, небольшие компании по-прежнему будут играть свою роль на рынке, если они специализируются в какой-либо отрасли или рыночном сегменте.

Для российских поставщиков эти несколько лет интеграции продуктов консолидировавшихся поставщиков, несомненно, не должны пройти бесследно: появившийся временной лаг открывает перед ними уникальную возможность обновить свои решения и разработать новые функциональности, соответствующие приоритетам потребителей, закрепиться в своем сегменте, опираясь на наработанный отраслевой опыт и знания потребностей заказчиков. При этом не исключена и ценовая конкуренция: искушенные и опытные заказчики, стремящиеся к оптимальному сочетанию "цена-качество", будут учитывать возможности оцениваемых систем, число успешных проектов, отзывы клиентов. Очевидно, что в выигрышном положении в этом случае окажутся отечественные поставщики.

BI нужны не только "продвинутым"

В России спрос на аналитические продукты в наибольшей степени по-прежнему демонстрируют банковский сектор и телеком. Это подтверждают и поставщики подобных решений. Г-н Чаусов отмечает, что сегодня в России ВРМ-решения внедряют порядка сотни ведущих кредитных организаций. Это порядка 13-15% участников рынка. У большинства из них проекты не прошли еще и половины пути, а к стадии завершения приблизились только единицы. Сейчас рынок ВРМ для финансовой индустрии продолжает расти за счет приобретения и внедрения действующими потребителями новой управленческой функциональности. Но в ближайшие годы в подобные проекты будут вовлечены примерно 30-35% российских банков.

"Одним из крупнейших целевых сегментов для нас являются банки, — отмечает директор по маркетингу SAS Россия/СНГ Наталья Дубняк. — Управление рисками, определение прибыльности по продуктам, по клиентам, аналитический CRM, управление маркетингом, кредитный скоринг, перекрестные продажи, предотвращение оттока клиентов — вот далеко не полный список сферы применения решений компании в банковском секторе". По ее словам, сегодня 13 из 15 крупнейших банков России используют решение SAS для кредитного скоринга.

Согласно маркетинговым исследованиям компании Intersoft Lab, в 2007 году банки и торговые организации занимали первое и второе место среди отраслей-потребителей ВРМ. На третью позицию поднялись предприятия сферы услуг. Холдинги ТЭК разделили четвертое место с предприятиями машино- и приборостроения, а также с и управляющими компаниями многопрофильных холдингов.

Тем временем приложения для автоматизации основных процессов ВI последние год-два достаточно активно прокладывают себе дорогу в сегмент среднего и малого бизнеса. "С одной стороны, это объясняется усилением интереса СМБ к оптимизации своего бизнеса, а с другой — повышением доступности BI-средств, — отмечает г-н Чаусов. — Последнее происходит во многом благодаря выходу на этот рынок крупных ИТ-компаний, которые смогли снизить ценовую планку предлагаемых решений, а также распространению практики BI-хостинга".

Говоря о динамике российского рынка BI, г-н Карпуничев отмечает, что наиболее существенный темпы роста этот сегмент начал демонстрировать с 2005 года, а уже по результатам 2006 года многие поставщики отмечали увеличение клиентской базы (состоящей из заказчиков, работающих в разных отраслевых сегментах) более чем в 1,5-2 раза. По его мнению, рост спроса на BI-системы через 3-4 года подойдет к пику и будет обгонять спрос на ERP. Хотя ускорение процессов интеграции нашей страны в международное сообщество может увеличить темпы роста рынка решений для бизнес-аналитики.

Александр Кудинов, Элеонора Ершова

Валерий Чаусов
Intersoft Lab

Валерий Чаусов:

Следующим шагом консолидации поставщиков BPM и BI станет присоединение технологий интеграции

О развитии российского и мирового рынка BPM, происходящих здесь консолидационных процессах, а также об их последствиях для поставщиков и заказчиков в интервью CNews рассказал Валерий Чаусов, генеральный директор компании Intersoft Lab.

Cnews: Как в целом вы бы охарактеризовали развитие российского рынка BPM для финансовой индустрии сегодня? Какие тенденции здесь доминируют?

Валерий Чаусов: Сегодня в России ВРМ-решения внедряют порядка сотни кредитных организаций, которые возглавляют различные банковские рейтинги. Если воспользоваться терминологией маркетологов, это «новаторы» и «ранние последователи», которые в сумме объединяют 13-15% участников рынка. У большинства из них проекты не прошли еще и половины пути, а к стадии завершения приблизились только единицы. Это естественное состояние, если вспомнить, что ВРМ охватывает набор сложных управленческих методик, который постоянно расширяется. В результате на фоне общего снижения темпов роста первичных объемов продаж, рынок ВРМ для финансовой индустрии продолжает расти за счет приобретения и внедрения действующими потребителями новой управленческой функциональности. Происходящее сегодня на рынке подготавливает ситуацию, в которую в ближайшие годы будут вовлекаться российские банки из числа рыночного «раннего большинства», составляющего примерно 30-34%.

Полный текст интервью

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS